Сибирский лицей узнал, почему «троечники» становятся успешными

Сибирский лицей узнал, почему «троечники» становятся успешными

 Станислав Елисеев, директор и основатель компании «РосБизнесДизайн», поделился своим...

В IT-лицей девочек не взяли

В IT-лицей девочек не взяли

  Директора казанского лицея родители обвиняют в гендерном неравенстве Об IT-лицее...

Лицей № 6 в Красноярске «заминировали»?

Лицей № 6 в Красноярске «заминировали»?

 Дети и весь персонал выскочили на улицу «Внимание, срочная информация. Всем необходимо...

  • Сибирский лицей узнал, почему «троечники» становятся успешными

    Сибирский лицей узнал, почему «троечники» становятся успешными

  • В IT-лицей девочек не взяли

    В IT-лицей девочек не взяли

  • Лицей № 6 в Красноярске «заминировали»?

    Лицей № 6 в Красноярске «заминировали»?

Печать

Инклюзивное образование Понятие «инклюзивность» (из англ. языка «inclusive» — включающий в себя) всё чаще находит отражение в сфере современного образования. Содержание образования заключается не только в системе полученных знаний и приобретенных умений и навыков, но и в усвоении социального опыта общения, накопленного за всё время существования человечества. А это значит, что получить качественное образование, доступное уровню развития – законное право любого ребенка, независимо от его религиозной и расовой принадлежности, физических, умственных, языковых и других особенностей.  В этом и заключается понятие «инклюзивное образование», то есть включение в общеобразовательную среду всех детей с особыми потребностями, позволяющее ощутить им свою общественную значимость и добиться определенного социального статуса.

Сложившаяся отечественная система образования не в полной мере удовлетворяет условиям социальной адаптации каждого ребенка с особенностями личностного развития, тем или иным образом выделяющимся из большинства. Такому ребенку зачастую трудно объяснить необходимость посещения специализированных учебных учреждений отдельно от своих друзей. Находясь в изоляции от социума, дети с особыми потребностями часто не имеют возможности получить приемлемый уровень образования, а также лишены возможного полноценного общения. Посещение обычных общеобразовательных школ наравне со своими сверстниками, применение  педагогами определённых психолого-педагогических и методических приемов при обучении позволяет «особым» детям в полной мере реализовать свои способности и достичь успехов в учебно-образовательном процессе в соответствии с их развитием.

Исследования, проводимые в формате инклюзивного образования, показывают, что типично развивающиеся дети, часто без подсказки со стороны взрослых, по собственной инициативе, поддерживают своих сверстников с индивидуальными образовательными потребностями, помогают им влиться в коллектив и стать полноправными участниками класса или кружка, что в свою очередь создает дополнительный мотив к успешному усвоению учебной программы. Такие дети при рассказах о школе лишь отмечают некоторые особенности общения с  детьми с ограниченными возможностями (например, разговаривают руками или общаются с помощью картинок и т.д.), не обращая внимания на какое-либо отставание в их развитии.

Кроме того, многие родители отмечают позитивное влияние детей друг на друга. Общение обычных детей с детьми, имеющими особенности развития  или ограниченные возможности, помогает приобрести обеим сторонам  необходимый жизненный опыт, получить необходимые социальные навыки и сформировать общественную сознательность, а также развивает самостоятельность и ответственность этих детей, воспитывает в них толерантность, что способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Исследования ученых в области образования на многочисленных примерах доказали, что в обществе происходит формирование положительного отношения к  практике инклюзивного образования, а также показали ошибочность утверждения о якобы неготовности общества к принятию детей с индивидуальными особенностями.

Необходимо отметить, что в зарубежном и отечественном образовании на протяжении ряда десятилетий известен интеграционный подход, особенностью которого является адаптация ребенка с индивидуальными образовательными потребностями к уже существующей общеобразовательной среде, которая  в свою очередь остаётся неизменной. Такой подход следует отличать от инклюзии. Инклюзивный подход подразумевает изменение и преобразование самой образовательной системы, благодаря чему она приобретает возможность адаптироваться к особым потребностям отдельного учащегося. Таким образом, основное качество, характеризующее инклюзивное образование — это гибкость образовательной системы, включающей в общую учебно-образовательную среду детей с индивидуальными особенностями развития и удовлетворяющей их потребности в образовании.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что понятие инклюзивности должно гармонично вписаться в сферу современного образования, а образовательные учреждения, использующие инклюзивный подход, должны стать важной составляющей современного развитого общества. Образовательная система в целом и общеобразовательная школа с инклюзивной ориентацией в частности как один из инновационных подходов в образовании должны иметь возможность создания механизмов и условий, обеспечивающих достойное удовлетворение индивидуальных потребностей  в образовании  и развитии личности каждого отдельного ребенка.

 

Афоризмы об учебе

 Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций